2016/11/05, 14:58
Срочно:
ГлавнаяНовостиИнтерьерУ гетмана и печь была благородная
У гетмана и печь была благородная

У гетмана и печь была благородная

Народные керамические шедевры теперь можно увидеть только в музеях.




Печь всегда занимала особое место в жизни жителей Чернигово-Северского края. И теперь в селах от нее не отказались: дров требует мало, а греет хорошо и жар долго держит. Если еще и изразцами обложена — сохраняется гораздо дольше. О красоте сейчас не особенно заботятся, подбирая что-то «светленькое, дешевое и сердитое», чтобы аккуратно было и давало возможность не мелом подбеливать, а быстренько смахнуть тряпкой сажу — и порядок.

Именно такую удобную в быту печь сделали и мы в свое время для моей бабушки. Хорошо было! Но когда пришлось увидеть декоративные печные изразцы, которые использовали на Черниговщине несколько веков назад, — дух захватило!

Дорого и красиво

Когда кафельные печи только что вошли в моду, это было очень дорогое удовольствие. И где им было прижиться, как не в Батурине, официальной резиденции украинских гетманов. Казацкой старшине такое добро было по карману. В литературных источниках есть, например, упоминания о Лазурной печи Кочубея, как о каком-то тогдашнем чуде. Сейчас эту изящную красавицу не только реконструировали, но и сделали функциональной. Правда, работает она на электричестве, но эстетическому созерцанию это не мешает. Взяв за основу археологические находки на месте развалившейся печи, реставраторы восстановили сюжеты на кафеле, которые являются настоящими произведениями народного искусства, заменили недостающую плитку на современный кафель Керама Марацци, который очень хорошо вписывается в общий интерьер. Здесь и вплетения в растительный орнамент птицы — символа семейного благополучия, и стилизованный виноград — символ зажиточности, и битва между единорогом (светлое начало) и мифическим зверем (сила зла). А на переднем плане — воин с конем на фоне крепости.

«Большинство находок изразцов на территории цитадели и территории города относятся к концу XVII — началу XVII веков, — рассказала заведующая отделом археологии Батуринского национального историко-культурного заповедника «Гетманская столица» Наталья Саенко. — В Батурине очень мощный выход глины, разновидности которой могли удовлетворить вкусы и потребности любого гончара — как по цвету, так и по свойствам. Поэтому изготовление керамических изделий здесь в свое время процветало. Нарядные печи с рельефными или рисованными поливными изразцами были элитарным продуктом производства, и чтобы их сложить, состоятельные хозяева приглашали мастеров, которые делали все — от начала и до конца. Это было очень престижно».

Действительно, многоярусная печь давала мастеру с художественным вкусом возможность развернуться и создать маленький шедевр, который отвечал пышному интерьеру комнаты. Конструкция этого архитектурного сооружения имела характерный стройный верх и приземистую нижнюю часть. Между ними использовали карнизы и поясные изразцы, а вверху и внизу их делали сложными по форме, фигурными.

Оцени материал:

Ответить

Вавада