2020/09/30, 8:16
Срочно:
ГлавнаяНовостиПолитикаМстительные «маски контрреволюции»
Мстительные «маски контрреволюции»

Мстительные «маски контрреволюции»

Французский режиссер-документалист Поль Морейра не ограничился затуманенням мозгов скандальным фильмом «маски революции». Человек, которая должна стоять на страже свободы слова, начала наступление на нее. Обидно, что его мишенью из немалого количества критиков документальной ленты оказалась украинская журналистка Анна Чесановська-Жайяр.




Анна живет во Франции и пишет на французском языке. Непродолжительное время она даже сотрудничала с Морейрой — перевела для его картины отдельные интервью. Позже желание разобраться в ситуации, указать на манипулирование в уже готовом фильме обошлось журналистке судебным иском от режиссера и по постановлению суда заплатить немалую сумму.

Впрочем, обо всем по порядку. Почти полтора года назад популярный французский телеканал «Canal+» показал документальный фильм Поля Морейри «маски революции». Эта лента имела целью рассказать французскому зрителю о причинах Революции достоинства, ее движущие силы, события 2 мая 2014 года в Одессе, ситуацию в Крыму. Однако еще до выхода ленты на экран немало ознакомленных с ее содержанием предостерегали о тенденциозность фильма, искажение фактов, несоответствие информации действительности. Не осталось в стороне и Посольство Украины во Франции, которое просило телеканал не транслировать пропагандистского фильма.

Морейра подчеркнул американских следам революции, а украинских революционеров изобразил фашистами и неонацистами. Немало видеокадров не соответствовали тому, о чем шла речь на самом деле. Кино Морейри оказалось на руку Путину и его сторонникам.

Критика фильма продолжалась. Соотечественники Морейри, французские журналисты, работающие в Украине, часто ее посещают, подписали письмо с возмущением по трансляции манипулятивной, по их мнению, картины. Критиковали творения Морейри и французские дипломаты и публичные деятели. А сатирическое издание «Charlie Hebdo» разместило на своей официальной странице в Facebook публикацию, назвав Морейру «новым полезным идиотом», который появился во Франции.

С одним критиком Поль Морейра не считал нужным воевать, кроме Анны Чесановської-Жайяр. Поэтому и возникают вопросы: случайно он остановил свой выбор именно на украинской журналистке, автору рецензий на его тенденциозное детище? Не подтолкнула его к тому рука Москвы? В любом случае, он потребовал от Анны денег за якобы клевету, и суд удовлетворил его требование. Анна должна заплатить более 13 тысяч евро, львиную долю которых предусмотрено на возмещение моральных убытков Полю Морейрі. Наказание слишком суровое.

Цинизм ситуации еще и в том, что судебные слушания совпали с годовщиной смерти Василия Слепыш (29 июня), певца Парижской национальной оперы, который воевал добровольцем на Донбассе и погиб в бою от пули снайпера. Конечно, для Поля Морейри наш герой совсем не герой. А поскольку Анна была знакома с Василием, то документалист еще и использовал их совместное фото вроде как доказательство того, что журналистка — заинтересованное лицо и чуть ли не член «Правого сектора».

Защита ответчицы подал апелляцию. После суда Анну поддержало немало коллег, родных, знакомых, за что она им очень благодарна. Поддержка не только моральная. Есть обещания обратиться к международным организациям. Ведь речь идет не только о несогласии с решением суда, но и о наступлении на свободу слова и невозможность журналисту выполнять профессиональные обязанности.

Анна Чесановська-Жайяр сообщила «УК», что во время работы над фильмом общалась с Поля Морейра (она перевела интервью с Игорем Мосійчуком и Андреем Белецким на студийном компьютере, и сейчас даже не имеет тех переводов): «Он говорил, что фильм будет о крайних правых в Украине. Я знала, что здесь делают дела профессионально и серьезно, поэтому сказала: «Очень классно, что вы работаете над этой темой». Морейра подтверждал, задавал много вопросов. Говорил, что раньше в Украине не бывал и этой темой не интересовался. Он знал мои взгляды».

Но конечный интеллектуальный продукт господина Морейри оказался водой, что лилась на мельницу кремлевской пропаганды. Автор применил манипуляции и хоть он не извратил переведенных интервью, сокращал их текст, вырывал высказывания из контекста. «Я внимательно писала, чтобы все соответствовало фактам, чтобы нельзя было ни за что зацепиться, — рассказала Анна Чесановська-Жайяр о свои публикации. — Слово «манипуляция» во Франции очень размытое. Судья решила, что это не манипуляция. Конечно, каждый журналист имеет право на собственное мнение, но не в том случае, когда он подбирает фразы под свой замысел, который не соответствует действительности. Хотелось бы, чтобы журналисты, юристы по вопросам медиа сделали анализ. Ищем».

По словам Анны, ее адвокат не хочет политизировать дело и прав. Государство не может вмешиваться в правосудие. Надо работать в правовом поле и помнить: каждый человек имеет право на свободу слова. Пока проигран суд первой инстанции, дата рассмотрения апелляции еще не известна. Все может тянуться длительное время, вероятно, придется обращаться и в Евросуд. По убеждению Анны, нынешний огласку дискредитирует режиссера Морейру, к тому же, французские журналисты не стали на его сторону: «Мы проиграли битву, но не проиграли войны. Настроение боевое, подавленности нет. Но я была удивлена тем, что произошло, ведь Франция — страна свободы слова».

 

Оцени материал:

Ответить

Вавада