После того, как ученые проанализировали кораблекрушения, происходившие на протяжении 150 лет, миф о рыцарстве экипажа и мужчин-пассажиров был развенчан. Как отмечают исследователи, ситуация на тонущем судне в среднем складывалась вовсе не в пользу женщин и детей.
Оскар Эриксон и Микаэль Элиндер из шведского университета Упсалы решили проверить, действительно ли во время кораблекрушения действуют рыцарские принципы, согласно которым, прежде всего, спасаются женщины и дети, а экипаж судна уступает пассажирам места в шлюпках.
Авторы исследования отмечают, что подобное мнение возникло и поддерживалось в первую очередь информацией о выживших людях в катастрофе Титаника. Женщин и детей тогда спаслось примерно 70%, а мужчин – лишь 20%. С тех пор принцип «женщины и дети вперед» считался своеобразным «неофициальным морским законом», пишут авторы, однако вполне вероятно, случай с Титаником на самом деле был исключением, а не правилом.
Проверяя свою гипотезу, исследователи анализировали данные о 18 кораблекрушениях в 1852-2011 годах, судьбы более 15 тысяч пассажиров и членов экипажа, которые были представителями более 30 национальностей. Таким образом, ученым удалось выяснить зависимость шансов на спасение от пола, возраста, социального статуса пассажира, а также поведения капитана, продолжительности плавания и скорости, с которой тонуло судно.
В итоге Эриксон и Элиндер резюмировали: «Наше исследование в целом показало, что поведение человека в критических ситуациях можно смело описать выражением «каждый за себя». Согласно их данным, женщин в среднем выжило в 2 раза меньше, чем мужчин. Кроме того, прекрасный пол не спасали такие обстоятельства, как например, маленькое судно, продолжительное плавание или небольшое количество женщин среди пассажиров.
Единственный фактор, который действительно повышал шансы женщин на спасение – это действия капитана. Если он отдавал команду о первоочередной эвакуации женщин и детей, вероятность спасения в среднем увеличивалась для пассажирки на 9,6%. Однако, авторы подчеркнули, что такое решение принимали только 5 из 18 капитанов.
Интересен тот факт, что гендерный разрыв среди выживших существенно уменьшился после Первой мировой войны. Исследователи связывают это с тем, что в тот период улучшилось положение женщины в обществе.
Не смотря на бытующее мнение об особой галантности британцев, доля выживших женщин на британских судах в среднем оказалась ниже, чем на кораблях других стран. Ученые также утверждают, что во время кораблекрушения у взрослых обоих полов наблюдается значительное преимущество перед детьми, а у экипажа – перед пассажирами.
Шведские специалисты подчеркивают, что продолжительность катастрофы статистически также никоем образом не влияет на ее итог. Таким образом, предыдущие исследования в этой области оказались неверными.
«Подводя итоги нашего анализа, становится очевидным, что катастрофа Титаника была уникальной по многим показателям. Кроме того, случившееся на Титанике стало основой для многих заблуждений о поведении человека в экстремальных ситуациях», — заключают Оскар Эриксон и Микаэль Элиндер.