Проблемы детской литературы
Развитие ребенка – нравственное, эстетическое, интеллектуальное – во многом зависит от получаемой им духовной пищи. Прежде всего, на социализацию детей сейчас влияют книги и средства массовой информации. Знакомство с миром книги начинается с литературы, которая создается специально для детской аудитории. Именно литература для детей развивает ум и мыслительную деятельность ребенка, будит воображение и учит чувствовать, открывает ему новые образы и миры, являясь основным средством духовного и эмоционального развития личности.
Детская литература – явление относительно позднее в культуре человечества. Обычно более поздние достижения являются более зрелыми, ибо возникают на подготовленной почве путем усвоения уже существующих традиций. Однако с детской литературой все не так просто. Дело в том, что литература для детей долгое время отделялась от «взрослой» и учебной литературы, обособляясь в некую отдельно стоящую область. Именно вследствие такого подхода и возникли проблемы детской литературы, которые требуют рассмотрения и анализа. Какие же трудности переживает ныне литература для детей, и с чем это связано?
Существующие ныне проблемы детской литературы берут свое начало из далеких 80-х, когда литература для детей попросту «выхолащивалась» в условиях тотального дефицита. Разнообразие детской литературы в СССР было в 6 раз ниже, чем, например, во Франции и в 10 раз ниже, чем в Испании. Целые жанры детской литературы оказались в дефиците: научно-познавательная и приключенческая литература, энциклопедии и справочники почти не издавались. Последствия кризиса 80-х не могли не отразиться на творчестве детских писателей в последующие годы.
Другой важной проблемой является невостребованность литературы для детей. Начинающие авторы сетуют, что нет возможности опубликовать произведения, а маститые писатели все чаще «переключаются» на литературу для взрослых – рынок диктует свои условия. Издательства, терпящие убытки из-за низкого уровня продаж детской литературы, отказываются печатать книги для подрастающего поколения. С чем это связано? Во-первых, с низкой читательской культурой. В настоящее время дети гораздо охотнее проводят время в сети Интернет, пренебрегая книгами. Конечно, в сети можно найти массу полезной информации, но он ни в коем случае не может заменить ребенку книгу, читая которую малыш учится чувствовать и сопереживать, развивает фантазию, образное и пространственное мышление. Именно качественная детская литература поможет преодолеть ребенку негативные стороны его формирующейся личности, поможет познать себя и расти духовно.
Кроме того, полиграфия – весьма дорогая сфера, и высокая цена на детские издания отнюдь не служит их популяризации. И стоит отметить, что, стараясь всеми способами привлечь внимание юных читателей, издатели идут по пути коммерциализации, т.е. расширяют тематику книг для детей, не обращая внимания на качество детской литературы и соответствие ее требованиям морали.
Таким образом, проблемы детской литературы – совсем не детские. И закрывать глаза на это – значит лишать подрастающее поколение детства, потворствовать развитию бездуховности, равнодушия и безвкусицы у молодежи.