Какая форма будет у московского авиаузла?
Новую гос. организацию или ОАО хотят создать для объединения аэропортов. По утверждению экспертов, которых наняло правительство, следует консолидировать активы столичного авиаузла в единое предприятие или же создать гос. корпорацию на основе ОАО.
Эти два варианта свидетельствуют о том, что контролировать активы будет государство. При этом гос. корпорация сможет выкупить только лишь их имущество, в том случае, если в ОАО собственники частных активов, в аэропортах Москвы, возьмут до 50% минус одну акцию.
Вопросы по развитию и перспективам московского авиационного узла (МАУ) решаются под руководством Игоря Шувалова, первого вице-премьера. Для объединения активов МАУ, консультанты предлагают несколько возможных вариантов, которые вызывают разные мнения участников рабочей группы по этому вопросу.
Компании Ove Arup, InfraONE, НИИ «Аэронавигации» и юрфирма Vegas Lex подготовили презентацию-отчет, в которой предложили четыре версии объединения государственного имущества МАУ. Среди предложенных вариантов: на основе ОАО, государственной компании, ГУП или гос. корпорации. Специалисты, после тщательного анализа, определили гос. корпорацию и ОАО самыми перспективными, среди предложенных моделей.
Эффективным вариантом оказалось формирование акционерного общества. Оба проекта начнут реализовывать с момента преобразования ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» (ФГУП АГА), из которого отделяется ГУП АГА-1.
От ФГУП новому предприятию достанется инфраструктура трех главных аэропортов МАУ (Домодедово, Внуково, Шереметьево), кроме Домодедовских перронов. Они закреплены в настоящий момент за ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (ГУП ААД).
Затем, в этих вариантах есть некоторые различия. В случае создания предприятия, в виде ОАО новое ГУП АГА-1 консолидируется с ГУП ААД, после этого, единая компания реорганизуется в ОАО. Далее, в его уставном капитале включаются госпакеты акций, ОАО «Аэропорт Внуково», ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», ОАО «Международный аэропорт Внуково» (владеет терминалом В).
В другом случае, создавая госпредприятия ГУП ААД и ГУП АГА-1 их активы будут, ликвидированы и переданы в управлению государству. И, только потом оно передаст аэродромы как имущественный взнос в гос. корпорацию. При этом, существует только единственный вариант у госпредприятия, чтобы соединить частное имущество МАУ. Это – выкуп активов у собственников.
ОАО предлагает три модели согласования с частными предприятиями в московских аэропортах. В первом случае рекомендуется допэмиссия, то есть обмен главных активов частных собственников на долю в едином предприятии. Но их совместный пакет не должен быть выше 50% минус одна акция. В данном случае, контролировать единую компанию смогут только совладельцы главных частных предприятий МАУ.
Во втором варианте, предлагается преобразование в виде присоединения частных компаний к ОАО МАУ. Консультанты уверяют, что в данном случае владельцами единой компании будут частные собственники активов узла, и миноритарии в том числе. Сложность этого варианта в том, что может возникнуть потребность в реорганизации целого ряда ООО в АО, которые владеют активами МАУ.
В третьем случае, возможен выкуп активов у частных владельцев и создание нового ОАО. Но, по предположениям консультантов, самым предпочтительным вариантом является модель с допэмиссией. Однако, здесь возникает ряд вопросов, например, как будут распределены акции частных владельцев Внуково и Домодедово. В настоящий момент ведутся переговоры между правительством и совладельцами Внуково об объединении имущества аэропорта.
По словам Евгения Шаго, директора аналитического департамента управляющей компании «Ингосстрах-инвестиции», государству придется приложить немало усилий, чтобы убедить владельцев частных активов в столичных аэропортах, принять участие в консолидации. Или же остается сделать выгодное предложение о выкупе акций по привлекательной стоимости.