Интервью с украинским художником Юрием Журавелем, автором «карикатуры» сенатора Петренко.
11 ноября сенатор от республики Хакасия Валентина Петренко представила от имени российских парламентариев «свой ответ» французскому сатирическому журналу Charlie Hebdo. Как позже выяснилось, Петренко не рисовала карикатуру, а лишь использовала рисунок украинского художника-карикатуриста Юрия Журавеля. На картинке изображен котел, в котором сидит множество людей. Первый по центру сильно напоминает бывшего президента страны Виктора Януковича. Во время пресс-конференции Петренко подтвердила, что для «ответа» выбрала заимствованый рисунок. Дождь связался с Журавелем взял у художника интервью.
— Изображение — это карикатура или какой-то плакат, нарисованный к Майдану?
— Эта карикатура была нарисована во время нашего Майдана, то есть во время «Революции Достоинства». Карикатура на всех регионалов, против кого была направлена революция. В котле как раз и варятся и Янукович (бывший президент Украины), и Пшонка (бывший генеральный прокурор Украины), и Захарченко (бывший глава МВД Виталий Захарченко) и Царев (бывший депутат Верховной Рады, один из лидеров сепаратистов), и вся другая шваль, из-за кого вся эта заварушка началась.
— Есть какое-то название у карикатуры?
— Я честно говоря не помню. Я тогда нарисовал эту штуку и для названия как раз кинул эту карикатуру в фейсбук и сказал, давайте вместе назовем. Названий есть куча. Как раз все они есть на мой творческой страничке. Их там, по-моему, около 100.
— Собираетесь ли вы предъявлять какие-либо претензии Петренко по поводу плагиата?
— Честно говоря, я не знаю, будет ли какой-то результат, потому что бессовестное использование моих работ в России… Я знаю, что использовали в России туалетную бумагу с изображением Януковича, Яценюка (премьер-министр Украины) или Порошенко (президент Украины). Я не знаю, дойдут ли наши законы до России и сделают из этого там какой-то вывод. Там наши люди ни за что сидят в тюрьме, а я тут со своими авторскими правами. Надежды мало, но думаю, что что-нибудь получится. Я жду каких-то публичных извинений.
— Помощница Петренко говорила, что если картинка гуляет по интернету в открытом доступе, то ее можно брать и использовать. Что вы можете на это сказать?
— У каждого человека есть свой закон. Есть международные права. Ее (картинку) можно использовать, если она гуляет по интернету, можно ее использовать с комментариями, делиться ею в интернете. А распечатывать и выставлять ее за свою работу — это, по-моему, плагиат.
— «Карикатура» Петренко была ответом на карикатуру журнала Charlie Hebdo, которая была посвящена крушению российского А321 в Египте. Что можете сказать про нее?
— Дело в том, что карикатуры Charlie Hebdo тоже иногда бывают жесткими. Но они оправдано жесткие, потому что среднестатистического, как бы это назвать, лоха, который сидит на диване, очень тяжело расшевелить. Поэтому приходиться иногда опускаться ниже плинтуса. То есть они иногда бывают неправы, но их тоже можно понять. Они делают карикатуры жесткие и немного скандальные, чтобы расшевелить общество, которое засиделось на своих диванах. А Петренко, человек, который вообще не в теме, человек неадекватный, который еще и занимает пост… Честно говоря, стыдно за вашу страну.
— Будете рисовать карикатуры на Петренко?
— Она меня не возбуждает совершенно по этому поводу. То есть если в моем карандашике нет каких-то эрекций… Честно говоря, я только сегодня узнал, что есть такой человек. Кажется, что это женщина из пятидесятых годов, которая до сих пор жива. Она мне просто смешна. Она смешная, она — карикатура сама на себя. Поэтому зачем на карикатуру рисовать еще одну карикатуру.