Стоимость горючего в нашей стране держат на высоком уровне несколько неблагоприятных факторов. Как считает ресурс http://toinnov.com, цена на нефть на мировом рынке хоть и не испытывает резких колебаний, все-таки напоминает качели: после очередного повышения снова имеем незначительную либерализацию.
Если учесть, что управление энергетической информации США сообщило об увеличении в Америке запасов нефти на 2,5 миллиона баррелей, тогда как эксперты прогнозировали уменьшение почти на 0,5 миллиона, можно ожидать удешевления барреля.
Надеяться же, что сентябрьские переговоры стран-членов ОПЕК заставят добытчиков нефти ограничить собственные аппетиты (следовательно, удержать цену на высшем уровне), вряд ли стоит.
А вот украинских автомобилистов — на фоне мировых фокусов нефтяной цены — прежде всего интересует стоимость бензина.
Причем водители не понимают, почему тогда, когда в мире нефть дешевеет, бензин на автозаправочных комплексах нашей страны не демонстрирует с ней солидарности. «Если речь идет о колебаниях мировых цен на нефть, нужно понимать, что эти котировки, которые мы видим сейчас, — только ценовые обязательства на будущий период, — объясняет президент Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук. — То есть в августе видим возможный ценовой уровень на октябрь. В общем нефтяная биржа — это скорее финансово-спекулятивный инструмент, чем инструмент рыночных отношений. Она должна служить лишь неким индикатором мировых тенденций, не больше».
Несмотря на то что рынок нефтепродуктов Украины почти на 85% состоит из импорта, подчеркивает эксперт топливного рынка, украинцев в целом должны интересовать цены на нефть, которую мы практически не импортируем, а на нефтепродукты. «Важно также понимать, — отмечает Леонид Косянчук, — что цены на бирже нефтепродуктов не синхронизированы с ценами на нефтяной бирже, хотя во многом и коррелируются с ее тенденциями. Проще говоря, на рынке нефтепродуктов нет прямой ценовой зависимости от цен на рынке нефти».
«В течение последнего месяца цены внешнего рынка демонстрировали как тенденцию на снижение (в период с середины июля до начала августа), так и на повышение (с начала августа). Максимальный уровень снижения цены на бензин например в конце июля составил аж $ 60 на тонне, — напоминает специалист. — Однако в розничном сегменте рынка Украины длительное время (более 2 месяцев) средняя цена была неизменной: на бензин А-95 она держится на уровне 22,33 гривны за литр, а на дизельное топливо — на уровне 19,30 гривны. Это обстоятельство — на фоне более или менее стабильного состояния национальной валюты (курс 24,85 грн / $) — давала нам надеяться, что уже с середины августа появятся основания для снижения цены в среднем на 0,8 — 1,1 гривны на литре. Однако внешний рынок с начала августа демонстрирует рост цен (уже пересекли границу середины июля), а национальная валюта «подешевела» почти на 1 грн / $, а это почти та же гривна на литре горючего».
Какие меры могут повлиять на нормализацию состояния рынка? Специалисты на этот вопрос почти единодушно отвечают, что велосипед изобретать не надо, и говорят, что поможет ситуации немедленная реакция правительства на наступление теневого сегмента, введение строгой ответственности за «оптимизацию» или неуплату налогов и создания равных для всех конкурентных рыночных отношений.