Был такой советский минисериал, — «Петля». Олег Табаков играл в нем Станислава Христофоровича Меншутина, — начальника главка, коррупционера, которому удалось обмазать грязью даже свою кристально честную (до такой степени, что не только героям фильма, но даже зрителю хотелось то ли ее пожалеть, то ли поместить в больницу) секретаршу Веру Топилину в исполнении Марины Яковлевой. Все детективное дело там закрутилось вокруг того, как в строительном котловане нашли тело этой самой секретарши. В общем, мерзавец там вышел из Табакова первостатейный, — не лучший его фильм, но в карьере большинства других актеров это была бы вершина.
Как-то, уже через много лет после премьеры фильма и немало лет после развала СССР Олега Павловича спросили, какая реакция зрителя за всю его карьеру доставила ему больше всего удовольствия. Так вот, оказалось, что был у него в годы перед съемкой того фильма приятель, — начальник главка. Такой себе Меншутин, хотя вроде бы и без очевидного криминала и даже без шлейфа покончивших собой секретарш. После показа фильма по телевидению они встретились на каком-то приеме, Табаков протянул было ему по привычке руку, а в ответ начальник главка произнес фразу: Знаешь, наверное нам не надо теперь здороваться. Мало ли… — А, правда красиво! Игра актера заставила сработать профессиональный защитный рефлекс бюрократа, дистанцироваться от попавшего под колпак коллеги. — Вот это и есть высшее признание публики. Ради такого и приятеля потерять не жалко.
А теперь от сериала 80-х к нашему ХХІ веку. Сегодня Олег Павлович не просто актер. Он директор театра. Причем, не одного. Как и мой обожаемый Калягин, к примеру. Театров, которые не смогли бы выжить без денежной подпитки извне. Так уж повелось, что в России чем дальше, тем меньше денег, которые так или иначе не связаны с криминальным кланом, лидер которого засел в Кремле. Даже если это толстые негосударственные корпорации, никто уже не рискнет дать денег кому-нибудь из черного списка Кремля. Актер его уровня и ума еще мог бы позволить себе красивую позицию. Но директор театров… Человек Дела вынужден приспосабливаться к системе. И тут ему помогает актерский талант, — сперва он играет, а потом уже так вживается в эту роль, что и сам не может отличить, где игра, а где жизнь. Сегодня Олег Павлович волей судьбы опять стал Меншутиным. И каждый ваш плевок, каждый гнилой помидор в его адрес для него не оскорбление, а высшее признание его гения придворного актера. В нынешней ситуации лучшей реакцией с нашей стороны была бы даже не тишина. Нам давно уже стоило просто молча выйти из зала.
Прощайте Олег Табаков. Помним, уже не любим, уже не чтим. Украинский вопрос даже адекватных русских делает полным говном. Впрочем, есть в этом позитив. Чем злее мы будем, чем более глубоким и полным будет разрыв с этой культурой, этими людьми, этой экономикой, этой церковью и этой страной, тем свободнее и сильнее мы будем, тем шире будут наши перспективы.