Традиционное мнение обывателей сводится к тому, что изучение истории — это праздное любопытство зачморенных интеллигентов, или в лучшем случае- источник сюжетов для романтических мелодрам или псевдоисторических памфлетов, на тему, что королева имела любовников, а король забавлялся с пастухами.
Оставим пролетариев, то есть Иванов, не помнящих родства, пребывать в своем заблуждении. Но при этом отметим, что в прошлом, а мы сейчас рассмотрим историю Украины и Руси XVII столетия, содержатся такие аспекты, которые не утратили актуальности и в наши дни, и вполне могут того же обывателя сольно укусить за его ягодицы. Итак, речь у нас снова пойдет про передачу Киевской митрополии Московскому Патриархату. Да уж воистину дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.
Причем же здесь дела церковные? А при том, что ныне Московский Патриархат на территории Украины стал пятой (и шестой, и девятой) колонной Путинстана, из церковной организации он постепенно трансформируется в контору, которая проводит в Украине враждебные ей интересы Кремля. Проведем аналогию. Кто громче всех кричит: «Держите вора!» — верно, сам вор. Работает тут фрейдистский механизм проекции, то есть приписывание другому своих негативных черт с целью самоутверждения.
Так вот, Московский Патриархат и его клевреты утверждают, что только они и только они каноничные, а все иные Православные церкви в Украине (прежде всего, Киевский Патриархат и УАПЦ) не каноничные и от того безблагодатные. Поэтому и таинства там не совершаются и спасения там нет. И куда ж обывателю податься? … Ходить в Московскую церковь и слушать там агитацию за Путлера.. И потихоньку превращаться в украинофоба и путинстанца. Со смирением принять отказ священника отслужить панихиду за павших в АТО, одобрять демарш товарища Онуфрия (Березовского), который не встал, когда наш законно избранный президент поминал в Раде Героев, убитых террористами в Недоросии?
Или пойти в иную структуру… А там, как убеждают, нет спасения. Порочный круг выходит. Но дело обстоит не так, как предполагает официальная пропаганда Московского Патриархата. Мы уже упоминали про то, что они как резанные поросята на каждом пищат про то, что только они каноничные.
А как на самом деле? Если внимательно изучить исторические документы, опубликованные еще при царской власти в сборнике «Архив Юго-Западной России», картина предстаёт совсем иной. Московский Патриархат неканоничен и незаконен на территории Украины. Причем они это прекрасно осознают и потому так старательно поливают грязью все иные православные церкви.
Пропаганда УПЦ МП, ориентированная на опорочивание «неканонических» украинских православных церквей, основана на расширительном толковании каноничности, как якобы влияющем на действительность Св. Таинств. В своей практике УПЦ МП доходит даже до кощунственного «перекрещивания» крещеных не в ней верующих. При этом эта практика полностью противоречит уставным документам самой УПЦ МП, в частности подписанным ею нормам РПЦ МП по отношению к инославию.
При этом есть все канонические основания утверждать, что «каноничность» самой УПЦ МП не более легитимна, чем других церквей. При строгом каноническом подходе, получается, что единственной канонической в полном смысле структурой являются общины Константинопольского патриархата на Закарпатье.
Итак, обратимся к прошлому. Политическое воссоединение Украины с Москвой во времена Богдана Хмелницкого, естественно, выдвинуло вопрос о церковном подчинении этой страны московскому Патриарху. Церковная зависимость ее от Константинопольского Патриарха противоречила политической зависимости от Москвы, но вопрос о подчинении Киевской митрополии Московскому Патриарху встретил в своем разрешении немало противодействий и затруднений.
Эти затруднения зависели частью от политической раздробленности южной митрополии, входившей своими частями в состав двух государств, частью от личных взглядов на этот вопрос разных влиятельных лиц. Церковное подчинение Киевской митрополии Московскому Патриарху произошло лишь в 1686 г. Киевская митрополия признавалась первой и старейшей между русскими митрополиями, и иерарх ее должен был пользоваться преимуществами чести пред другими митрополитами. Ему дано право носить две панагии, митру с крестом; в пределах его епархии ему предносился крест. Черный клобук киевского митрополита заменен был белым. В церковном отношении митрополиту подчинялись и православные епархии, оставшиеся в польских владениях.
В 1686 году Вселенский Патриарх Дионисий IV издали Томос (Учредительную грамоту) о передаче Киевской митрополии в каноническое ведение Московского Патриарха. Обстоятельства издания этого документа и по сей день вызывают споры как среди ученых, так и среди церковных и политических деятелей. Как же все было на самом деле?
В ноябре 1686 года была ликвидирована автономия Киевской митрополии в юрисдикции Константинопольского Престола, а в 1687 Патриарх Константинопольский Дионисий прислал грамоту, утверждающую задним числом, что Киевскую митрополию присоединили к Московскому Патриархату. Вселенские (Константинопольские) Патриархи впоследствии неоднократно заявляли о нарушении канонического порядка в 1685—1686 годах, однако Томос 1686 года никогда официально не отменялся. Происходило это потому, что сначала царское правительство, а потом бывший семинарист, весьма осведомленный в церковных делах, И.В. Сталин, а также все его преемники, включая и солнцеликого ботокса, заваливали взятками Константинопольский патриархат.
То есть сама по себе незаконная передача Киевской митрополии остается таковой, и константинопольские иерархи это прекрасно осознают, но не желают восстановить справедливость, ибо… живут на деньги «Газпрома».
Однако в 1924 году, когда Константинополь дал независимость Польской Православной Церкви в Томосе Вселенского Патриарха были написаны еще такие знаменательные слова: «Отделение от Нашего Престола Киевской митрополии (это случилось в 1686 году. — авт. ) и православных митрополий Литвы и Польши, зависимых от Киевской, а также приобщение их к Святой Московской церкви состоялось не согласно каноническим правилам». Таким образом, почти через 250 лет после события Константинополь признал неканоничность того акта, который когда- то заключил с Москвой один из его патриархов, тогда весьма зависимых материально от «поминок» (подарков) Москвы.
Совсем недавно в Киеве в ходе юбилейных торжеств, посвященных 1020-летию Крещения Киевской Руси, Вселенский Патриарх Варфоломей неоднократно именовал Константинопольский Патриархат Церковью-Матерью по отношению к Украинской Православной Церкви. А 26 июля 2008 года в своем программном обращении к украинскому народу, произнесенном на Софийской площади в Киеве, Патриарх Варфоломей прямо назвал присоединение Киевской Митрополии к Московскому Патриархату аннексией.
Таким образом, отношение Константинопольского Патриархата к Томосу 1686 года имеет очевидно двойственный характер. С одной стороны, как сами Вселенские Патриархи, так и их официальные представители неоднократно делали заявления о нарушении канонического порядка в 1685-86 годах, а с другой, Томос 1686 года никогда официально не отменялся.
Для разрешения существующего конфликта, и блага верующих православных христиан Украины, видится наиболее рациональным:
1. Начать широкую информационную компанию в СМИ, с преданием огласке документов свидетельствующих о незаконности притязаний патриарха Московского на канонические действия вне границ своей юрисдикции, которые описаны как «границы царства Московского». Равно это касается и действий МП в Европе, где МП самочинно поставляет архиереев и учреждает кафедры без позволения патриарха Константинопольского, с попранием его прав и канонов Вселенских соборов.
2. В рамках этой кампании ввести в широкий научный обиход документы 17 века, свидетельствующие о неканоничности передачи митрополии. Главным образом судебный акт синода Константинопольской патриархии над патриархом Дионисием, содержащий указания на состоявшиеся нарушения канонов Вселенских соборов.
3. После приобретения широкого резонанса в обществе, направить открытое письмо Всесвятейшему Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой провести синод по исправлению сложившейся неканоничной ситуации.
Для исправления в умах некоторых верующих очарованных имперским суесовием, гордыней и ненавистью к свободной и соборной Украине, необходима широкая просветительская работа по распространению подлинных знаний о Христианском вероучении, Православной Церкви, подлинной православной церковности и каноничности.
Объяснять, что не президент РФ санкционирует Церковь Украины, а св Писание, Предание и каноны Вселенских соборов.
Необходимо объяснить, что первенствующим иерархом Вселенского Православия является не патриарх Москвы, а Всесвятейший Варфоломей патриарх Константинополя, и особенные права его подтверждаются Вселенскими соборами.
Нужно способствовать избавлению верующих от заблуждений имперского шовинизма и учить духу Христовой Любви и милосердию.
И тогда уже у самого непросвещённого обывателя не возникнут сомнения в том, что исторические материалы могут принести пользу и что Московский Патриархат незаконен на территории Украины.