Знакомьтесь: Монс, шахтерский городок на юге Бельгии, новая культурная столица Европы.
Монс находится на юге Валлонии, почти на границе с Францией, а земли, которые его окружают, называются Боринаж. Это такой бельгийский Кузбасс, в XIX веке тут добывали угля больше, чем во Франции и Германии, вместе взятых, но с тех пор, как шахты и большая часть заводов закрылись, регион мог похвастать разве что самыми высокими по стране показателями безработицы. Не удивительно, что иностранные туристы обходили Боринаж стороной, предпочитая богатую Фландрию с пряничными Брюгге и Гентом. Сами бельгийцы вспоминали Монс раз в году, по случаю местного праздника Дуду, символизирующего победу над чумой, которая в Средневековье терроризировала Европу, популярного в народе и даже занесенного ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия, но все же не слишком интеллектуального. И вдруг о Монсе заговорили совсем в ином ключе: музейный полюс, культурный центр, креативный кластер и архитектурный плацдарм.
Все началось, как водится, со стройки. Несколько лет назад Монс по примеру своего вечного соперника Льежа пригласил знаменитого испанского архитектора Сантьяго Калатраву для строительства вокзала. Они у испанца получаются красивые, как птицы в полете (чего только стоит его вокзал Ориенти в Лиссабоне), правда, обходятся дорого и строятся десятилетиями. Поэтому вместо шедевра архитектуры еще как минимум три года гостей Монса будет встречать сборный вагончик. Зато рядом стоит готовый конгресс-центр по проекту другой архитектурной звезды — американца Даниэля Либескинда, реконструировавшего территорию Граунд-Зеро в Нью-Йорке. Центр построен в его фирменном деконструктивистском стиле, но получился не агрессивным, а спокойным, из дерева и стекла (влас ти надеются, что он поспособствует бизнес-туризму).
Старый город, хоть ему и далеко до Брюгге по части открыточных видов, производит сильное впечатление: аккуратно отреставрированные дома из темного кирпича, огромная для такого маленького города главная площадь с готической ратушей, высоченная сторожевая башня в стиле барокко. Центр можно было бы обойти за полдня, если бы не невероятное количество музеев. Их и прежде было немало — восемь, а в этом году открылось или достраиваются еще пять, плюс выставочные и концертные залы, пара театров и десяток мультифункциональных пространств, где можно выпить или купить работы местных дизайнеров. Не забыта, кажется, ни одна тема: местное культурное наследие в «Артотеке», старое искусство в Музее изящных искусств и новое в центре искусств «Бывшие бойни», военное прошлое в Мемориальном музее и т. д.
Не то чтобы они все обязательны к посещению, но некоторые весьма занятны. Например, в только что открывшемся музее «Дуду» можно комфортно и без риска для жизни познакомиться со знаменитым праздником и разобраться, почему жители Монса вот уже почти шестьсот лет бьются до крови за кусок шерсти из хвоста искусственного дракона. У меня такой тоже есть — считается, он приносит счастье.
Но Монс — вершина айсберга. Звание культурной столицы в этом году разделяет весь Боринаж, и именно превращение шахтерского района в центр культурного туризма интереснее всего. Проживавший в Боринаже с 1878 по 1880 год Винсент Ван Гог писал брату, что жизнь здесь проходит под землей, вместо того чтобы разыгрываться над ней. В ту пору художник проповедовал в местной церкви и изо всех сил старался помочь шахтерам, но церковное начальство сочло его рвение чрезмерным и отстранило от должности.
Незадачливый миссионер уехал в Брюссель учиться в Королевской академии изящных искусств. Так Боринаж, в котором живописи никто в глаза не видел, помог Ван Гогу сделать окончательный выбор между религией и искусством.
Читателю на заметку: объединение «Теплит»- blockexpert.ru предлагает стеновые строительные блоки для частных домовладельцев и небольших строительных компаний Керамзитные блоки— это современный строительный материал, который изготавливают из смеси керамзита и цемента, с добавлением листовых материалов, при помощи которых блоки могут сохранять тепло.
Его картины бельгийского периода, увы, утрачены или разобраны крупными музеями (все полотна приезжали в Монс на выставку «Рождение художника» в начале года), зато остались нетронутыми пейзажи и два дома, в которых он жил. Один, в Кеме, отреставрировали несколько лет назад, другой, в Ваме, обещают открыть со дня на день, в нем можно будет даже переночевать. Условия там спартанские, но явно лучше, чем были при жизни гения. А на шахтах, которые видел Ван Гог, теперь музеи. Некоторые посвящены своей собственной истории (самый лучший — экомузей Буа-дю-Люк), другие не имеют ничего общего с добычей угля. В Гран-Орню, где элегантные неоклассические здания начала XIX века меньше всего похожи на шахтерский поселок, обосновались сразу две прогрессивные культурные институции:
Центр дизайна и Музей современного искусства. Парк научных приключений (PASS) построен на территории бывшей каменоломни Краше-Пикери. Автор проекта, французский архитектор номер один Жан Нувель, уговорил власти не сносить технические постройки 1960-х и дополнил их своими в том же индустриальном стиле. В городе Ла-Лувьер на месте цехов фаянсовой мануфактуры Boch (основанной в 1841-м Бохом из Villeroy & Boch, но менее удачливой) открылся Музей керамики. Там можно увидеть спасенные от разрушения огромные печи, исторические коллекции и современную дизайнерскую керамику.
Открываются в Боринаже не только музеи: хотя регион остается одним из самых бедных в Бельгии, гастрономические рестораны тут множатся, как на дрожжах. В сумме у них уже девять звезд «Мишлена», из них две — у ресторана Chateau du Mylord.
Причем свои звезды есть здесь и среди рестораторов, пока еще не отмеченных великим гидом. Лиза Калкус, редкая женщина-повар, член Ассоциации молодых рестораторов Европы и обладатель бельгийской премии «Шеф года 2012», командует кухней в Les Gribaumonts.
Традиционные местные блюда вроде тушеной зобной железы она превращает в гастрономические шедевры. Жан-Филипп Ваттейн обязан своей славой популярному телешоу Top Chef, в котором он удачно снялся в 2013 году.
В этом году к его высокотехнологичному ресторану iCook! добавилось более демократичное, но не менее креативное Le Bistro de Jean-Phi, а также минигостиница на четыре номера. Хороших отелей в Монсе не хватает (самый любопытный — занявший бывшую церковь Dream), зато в деревнях множество милых B&B. Пейзажи стали менее индустриальными, воздух чище: окажись Ван Гог в Боринаже сейчас, возможно, ему и не захотелось бы уезжать.