Украинская православная церковь начала Крестный Ход «ради мира, любви и молитвы за Украину». И сразу забурлило. Часть СМИ подают эту информацию как нечто сверхъестественное. Мол такого мероприятия не было в Украине и оно по своим масштабам воистину судьбоносное.
Надо отдать должное – подобные по протяжённости акции действительно редкость для православных. И они имеют свои положительные стороны. Для общества и самой церкви. В частности:
Это свидетельство массовости – церковь демонстрирует количество практикующих верующих.
Евангелизация — крестный ход без сомнения усиливает влияние церкви в населённых пунктах через которые проходит. Кто-то первый раз придёт в церковь. А кто-то из «захожанина» превратится в «прихожанина».
Влияние на государство. То есть светскую власть. Которая волей-неволей реагирует на происходящее. Даже ради обеспечения безопасности. А параллельно видит мобилизационный потенциал церкви.
Влияние на общество. Любое пешее паломничество и Крестный ход прекрасный способ донесения идей (не обязательно исключительно «религиозных»). Особенно, если в качестве основного слогана стоит фраза, не вызывающая негативных эмоций. В таком случае всё что идёт под пунктами два и далее, в приписке «а так же за…» воспринимается как положительное, полезное, нужное.
Тем более интересно. Ведь Православная церковь, учитывая процент «воцерковлённых» не особо активно использует подобные мероприятия. Пройтись вокруг Храма, по городу — это да. А прогуляться сотню километров — уже опасно. Ведь вопрос «сколько пойдёт» в таком случае ключевой. Риск.
Зачем Крёстный ход УПЦ МП
УПЦ МП (читай РПЦ) рискнула. Да и в качестве темы выбрала ту, которая по идее больше бы подходила другим конфессиям.
Странно, но тоже логично. Ведь даже слова «Молитва за Украину» активно используются другими христианскими течениями. Протестанты, католики да и православные иных церквей регулярно устраивают подобные мероприятия. Совместные молитвы, молитвенные марафоны, встречи и так далее. УПЦ МП до определённого времени «осторожничала». Ведь существует документ под названием «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» в котором меж церковный диалог по большому счёту признаётся лишь в одном виде — «покайтесь грешники и мы, возможно, примем вас в лоно РПЦ как заблудших чад».
Такие основы политики хороши когда церковь по большому счёту одна. Но в условиях отсутствия доминирующей конфессии или религии это играет злую шутку. Церковь в глазах населения оказывается в роли «изгоя». Как и сейчас — все два года молятся за Украину (имею в виду проводя публичные акции такого толка), а русская православная церковь — нет. Изменение отношения украинцев к ней вполне предсказуемо.
Вторая цель напрямую связана с первой. Если верить социологам, уже несколько лет наблюдается отток паствы из украинского филиала РПЦ (УПЦ МП как части русской церкви). Есть и такое понятие как «парад переходов» — когда целые приходы «уходят» к другим. Получается забавная ситуация: по количеству храмов УПЦ МП остаётся крупнейшей. А вот с количеством людей в храмах уже проблема. Другие конфессии имею меньше зданий, но большее количество верующих в них. Такая себе наглядная демонстрация слов «лучше меньше да лучше». Крестный ход, особенно «западная ветка» проходит как раз по зоне риска — территориям, на которых заметна тревожная для УПЦ тенденция. И подобное мероприятие способно реально повлиять на ситуацию.
Государство. Думаю, не секрет, что значительная часть доходов православной церкви (и тут я не разделяю подчинённость) идёт от государства. Опосредованно в виде земли, льготного налогового статуса и отсутствия контроля за «маленькими свечными заводиками». Бизнес в церкви — очень и очень выгодное предприятие. Ещё одна часть — пожертвования богатых прихожан. В бывшем СССР это зачастую либо чиновники, либо бизнесмены, которые зависят от государства (бизнес завязан на коррупционных схемах). И только третья группа — обычные пожертвования в стиле «от бабушки по гривне».
УПЦ МП теряет позиции. И паству. А это значит есть риск потерять часть бонусов государственной поддержки. Следом изменится уровень поддержки богатых прихожан. Ведь владельцы «около чиновничьего бизнеса» чутко держать нос по ветру. Если в чиновники, политики и просто влиятельные люди уходят в другой храм (или церковь как организацию), подобные «предприниматели» следуют за ними и несут деньги в новое место. Само уменьшение паствы (и процента её «воцерковлённости») ведёт у уменьшению прямых доходов. Покупателей продукции «свечных заводиков» становится мало. И вот на этом «гривня от бабушки» уже не спасёт ситуацию.
Крестный ход с «прогосударственными лозунгами» может изменить отношение к церкви. Частично вернуть паству — богатую её часть. И, естественно, мобилизовать обычных прихожан.
Но даже перечисленных выше аргументов мало для такого риска. Повторю — УПЦ не гуляет по Киеву или большим городам (где реально может мобилизовать более-менее большое количество участников). Церковь решила пройти несколько сот километров.
Проговорились — бывает
Таким образом вопросы зачем крёстный ход остаются. Как впрочем и причины несколько истерической реакции в его освещении. Спикеры РПЦ весьма резко реагируют на попытки критики. Более того, резкими комментариями пытаются предотвратить её появление в принципе.
И вот когда читаешь такие материалы понимаешь — с Гомилетикой у церкви большие проблемы. Не зря ведь последний «фундаментальный учебник» по данному предмету с разделами «общение с невоцерковлёнными мирянами» был издан в начале 20 века. Слишком много оговорок. Слишком явное волнение. Слишком слабо маскируются истинные ценности.
Далее буду просто давать цитаты. Начну с материала, который написал Глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба) для «Комсомольской правды». Я понимаю, что сочетание «статья священника в «Комсомольской (!!!!) правде» вызывает улыбку само по себе. Но суть в том, что написано. Итак, идут «за мир» и «помолиться». А дальше цитата:
«Вместе с тем он /Крестный Ход — примечание автора/ должен четко явить всем врагам нашей Церкви, что народ Украины с Ней, со своей Матерью-Церковью! Он никогда не откажется от Нее и всегда будет защищать»
И ещё одна «раздаются различные провокационные заявления врагов Церкви, целью которых, как всегда, есть дискредитация любого благого начинания. Можно считать, что такая позиция — это не что иное, как позиция войны, не мира».
Забавно, правда. Ведь в официально озвученных целях не сказано, что у УПЦ МП есть «враги». Но как следует из слов архимандрида Виктора именно «против них» проводится Крестный Ход. Да, и в общем в данной статье слова «враги» и «война» в сумме встречаются чаще, чем слово «мир». Забавно.
Дальше берём ресурс под названием «Союз православных журналистов». И там откровение за откровением. Говоря о мероприятии почему-то особый акцент расставляется на «массовости» УПЦ МП. Журналисты так вообще используют терминологию связистов. Мол «покрытие храмами» у данной церкви наилучшее. Я думал, что может быть покрытие сигналом, радиовышками. Но вот храмами — уже новая страница.
Однако оставлю светских журналистов в покое — они всё же миряне. А вот слова священников стоит привести.
«Украинская Православная Церковь – это реальная, настоящая Церковь нашего народа. В последнее время проводится очень много разных социологических опросов, которые говорят о том, что большинство наших сограждан поддерживают другие религиозные организации, а не УПЦ. Но кроме опросов есть ещё реальность. А она свидетельствует: истинные цифры в корне отличаются от «социологических». То есть, на самом деле Украинская Православная Церковь объединяет наш народ, одним из многих свидетельств чему и есть Всеукраинский Крестный ход мира, любви и молитвы за Украину»
Далее оттуда же «силы, которые по-своему видят и комментируют это мероприятие, работают не на единство, не в усиление, укрепление нашего государства, а на его разъединение. Это лица, которые, к сожалению, не могут называться патриотами и украинцами. Они компрометируют понятие «верность государству и его народу».
Подведём черту. Первое утверждение — о доминирующей роли УПЦ МП. Мол вот она единая церковь для страны и Крестный ход тому свидетельство. А тот кто не согласен или усомниться в массовости, новизне, эпохальности мероприятия — и не патриоты, и не украинцы уже.
Для особо недогадливых есть ещё цитата: «Всегда есть и будут не так называемые «европейские» ценности, а ценности христианские. Только они способны преобразить как наш народ, так и нашу страну»
Возникает вопрос: а зачем формально занимаясь «молитвой за Украину» так настойчиво продвигать тезисы о своей «массовости», «народности». Ну и, естественно, каким боком к молитве за страну прилеплены «европейские ценности» и какие.
Но если почитать ресурсы УПЦ МП всё становится на свои места. Закончился Всеправославный Собор. Результаты которого можно назвать провальными для РПЦ, филиалом которой в Украине является УПЦ МП:
«Социальная концепция русской православной церкви» по многим пунктам напрямую противоречит принятому на соборе документу «Миссия православной церкви в современном мире».
Документ Собора «православная диаспора» устанавливает правила взаимоотношений церквей «на новых территориях». И устанавливает такой орган как Епископские собрания. Которые координируются Вселенским патриархатом. Это конец «прямому управлению из Москвы» церквями в Америке, Италии… да и везде кроме самой РФ.
Собор не затрагивал тем автокефалии. РПЦ громко празднует успех. Однако есть документ «Автономия и способы её провозглашения». Где среди прочего написано «Каждая Автокефальная Церковь может предоставлять автономный статус только той Церкви, которая находится в пределах её канонического географического округа». Но Украина исторически есть «канонической территорией Константинополя», а это значит, что с принятием этого документа даже автономия УПЦ МП оказалась под вопросом.
Есть ещё целый ряд тем, которые оказались очень и очень неприятными для «Министерства Религии Российской Федерации». Об этом ещё в процессе собора писал достаточно объёмный текст. Кому интересно — вот ссылка.
Учитывая всё это РПЦ — УПЦ МП оказалась в очень незавидном положении. То, что она будет оппонировать Собору понятно. Но уходить в глухую изоляцию у неё тоже не получится. Значит нужно доказать силу своих позиций. В том числе и в Украине. Массовая акция, такая как Крестный Ход — первая идея, которая пришла в голову. Иерархи церкви таким образом пытаются показать:
Патриотичность РПЦ по отношению к Украине. То есть выбить аргумент о «чуждой церкви» у сторонников автокефалии.
Силу и масштабность церкви. Именно поэтому делается акцент на количестве приходов, «покрытию». И не особо говорится о количестве участников самого Крестного Хода.
Общественную поддержку. Что нетрудно. Ведь в городах, через которые будет проходить ход будут массы «встречающего и зевающего» люда. Почему? А потому что такой формат акций — в новинку для украинского православия. Интересно. А картинка в СМИ будет.
Вся демонстрация, естественно, рассчитана на внешних наблюдателей. А если случаться провокации — тем лучше для РПЦ-УПЦ МП. Ведь можно будет говорить о церкви-страдалице. И много, красиво рассказывать о притеснениях.
Есть и внутренние цели. Они чуть менее явны. Это та же «ненавязчивая» критика «европейских ценностей». Что особенно прекрасно на фоне риторики властей. Переводя на понятный язык это равносильно «не туда идёт страна». И здесь тезис Крестного Хода о «необходимости покаяния Украины и украинцев» как нельзя кстати.
Мероприятие, естественно будет отслеживаться. Ведь данный формат идеален для исследования:
настроений населения
готовности людей к массовым акциям (не обязательно протестным)
способности через церковные каналы донести те или иные тезисы
лояльности украинских СМИ. Как национальных так и местных
Подобные исследования жизненно необходимы перед политическими кампаниями по расшатыванию ситуации. То есть в процессе подготовки управляемого политического кризиса. О подготовке которого можно судить по стилистике выступлений части парламентских и не парламенских сил в стране. Да и не только внутри неё.
И снова пшик
На первый взгляд идеальный формат, беспроигрышная идея. Оно-то так, если бы позиции РПЦ в Украине оценивались бы на уровне 50% (и более) охвата населения. А остальные религиозные течения были бы пассивны.
Но вот проблема, такие акции как крёстные ходы и паломничества — распространённое явление. УПЦ МП с гордостью сообщило, что из начальной точки маршрута – Свято-Успенской Святогорской Лавры – вышло аж целых 300 человек. И фото подложили. Свои источники снимали во дворе храмового комплекса — там где и зеваки, и прихожане, и участники. Но не уследили — есть несколько фотографий «в дороге».
Но вот незадача, в той же самой Украине к иконе Божьей матери ежегодно проходят паломничества римо-католиков в Бердычев. И из Киева выходит ежегодно не менее 200 человек. Из Винницкой и Хмельницкой областей того более. Это при том, что «православных» в стране более 70% населения. А римо-католиков — менее 1,5%. Согласитесь, плохое соотношение участников для РПЦ.
Если интересно — посмотрите два ролика. Первый — православные о крёстном ходу. Ровно на 8-й минуте видна колонна.
А следом дам ещё один ролик. Паломничество в Бердычев римо-католиков. Причём «францисканская» колонна — не самая массовая. Тем не менее — посмотрите и сравните.
Вместо демонстрации массовости получился пшик. Реакция скорее всего будет в виде попытки «давать проверенную информацию проверенным журналистов». Всё остальное — «от диавола» или «происки не патриотов Украины». Мероприятие ведь начали, отступать поздно. Результаты отступления будут ещё более катастрофическими. И УПЦ МП остаётся надеяться на Киев. Приход участников Крёстного Хода в день празднования «Крещения Руси» может дать хорошую картинку. Толпы народа будут. Кто они — зеваки, православные УАПЦ, УПЦ КП, католики, протестанты или «массы РПЦ» на лбу не написано. Картинка будет. Как будут и провокационные лозунги и действия. Ведь если массовости достичь не удастся — нужны «репрессии». Дабы потом использовать сей факт.
Это значит нужно думать власти. Как не допустить конфликтов. При этом не играть на руку представителям структурной части РПЦ в Украине.
Думать надо и другим православным. Странно,что ни УАПЦ ни УПЦ КП не додумались проводить свои подобные массовые мероприятия. Ведь, особенно в теперешней ситуации, они крайне нужны. И с точки зрения духовности, и с точки зрения мирских административных вопросов. То есть и Богу Божье и Кесарю Кесарево. Но проблема, видимо, в традиционном ожидании чуда или того, что кто-то сделает их работу. Так же привычке. Клир данных конфессий тоже учился по учебникам Гомилетики 1913, 14 или 1916 годов выпуска. А жаль.