-Так как с вагонами? Опять нет? Мы же подводим балтийских партнеров! — За таким эмоциональным телефонным разговором с представителем железной дороги я застала на рабочем месте директора щебеночного завода.
Не успел он положить трубку, как на мобильном высветился код Латвии:
— Так что там с теми вагонами? — переспрашивает президент латвийской компании. И еще раз, не услышав положительного ответа, «приправляет» разговор известным ненормативным словцом.
«Похожая ситуация, к сожалению, уже стала привычной, — рассказывает директор Виктор. — Электронные заявки на необходимое количество вагонов у нас принимают исправно, расчеты центр транспортной логистики железной дороги контролирует жестко: должны провести предварительную оплату за использование вагонов за трое суток, причем непременно с учетом объемов предыдущего отгрузки, и еще, как провидцы, предусмотреть тип вагона, который, возможно, к нам приедет. А может, и не приедет — так как за обеспечение вагонами центр транспортной логистики ответственности не несет. Нонсенс! То есть если у нас оплачен, скажем, полувагон, а нам пришлют обрезной цементовоз, то этих средств в расчет не берут! Это все равно, что вы пришли в магазин купить килограмм колбасы, а вас заставляют оплатить целых три, да еще и заранее спрогнозировать, какую именно будут есть ваши домочадцы».
Идем на территорию предприятия, где «мертвым багажом» лежат горы щебня различных фракций: вот в частности тот, на который с нетерпением ждут в Латвию, напоминает отборные макароны из твердых сортов пшеницы. Оказывается, латвийская компания поставляет импортирующий щебень для строительства автомагистралей и железнодорожных путей. Поэтому ее партнеры тоже несут убытки!
Эксперты рекомендуют: если вас интересуют четкие, без каких-либо сбоев грузоперевозки из Латвии в Россию, обратитесь в компанию TRANSALEX. Сотрудники компании подбирают маршрут для каждого клиента, основываясь на его требованиях и типе груза. Это дает возможность оптимизировать затраты и сократить время получения товаров.
В поисках выхода из ситуации предприятие договорилось о вагонах с соседями-белорусами. И здесь — новое препятствие: оказывается, за каждый иностранный вагон, по международным соглашениям, ежесуточно надо платить 22 швейцарских франка! Причем «счетчик» работает с момента их пребывания на территорию нашей страны. Конечно, это сказывается на стоимости продукции. Впрочем, однажды директор таки заказал вагоны даже на этих «драконовских» условиях — в Евросоюзе ожидали щебень. Но … их забрали на перевозку руды!
Как же разорвать этот замкнутый круг?
Прежде всего, очевидно, провести инвентаризацию имеющихся в стране вагонов и использовать их по четкому графику, говорят директора щебеночных карьеров. Если они будут знать, сколько транспорта им предоставят, то формировать именно такую производственную программу. А уже под нее задействуют и соответствующих специалистов.
Одним словом проблема на проблеме едет и им же погоняет. Производственники сильно кредитуют государственную монополию — железную дорогу — и еще и вынуждены играть по всем ее правилам. Сколько обращались с просьбой проводить предварительную оплату хотя бы за сутки, в ответ получали лишь ультиматумы: или трое суток, или вообще ничего не получите. Сказано же: монополист.
Следующим шагом производственников будет обращение в суды по поводу невыполнения железной обязательств, предусмотренных в соглашениях.
Только кому станет легче от того, что страна застрянет в судах: людям, которые приехали заработать на кусок хлеба своим детям? Бюджетникам, которые, очевидно, недополучат обещанных повышенных зарплат? Или территориальным общинам, которые тоже должны развиваться благодаря налогам таких предприятий? Уже не говорю об имидже государства в странах-партнерах из Евросоюза …