Накануне финансовые аналитики выражали надежды, что после заседания председатель ЕЦБ Марио Драги будет снова высказываться в поддержку низких процентных ставок. «У председателя ЕЦБ Драги будет два сообщения для рынков, — сказал Ричард Барвелл из Royal Bank of Scotland. — Первое: нет нужды паниковать, так как риски, что еврозона может сползти в дефляцию или что запас дополнительной ликвидности скоро исчерпается, остаются незначительными. Второе: если дела пойдут хуже, совет управляющих готов, хочет и может действовать».
Показателем настроений ЕЦБ станет последний цикл квартальных прогнозов. Как сообщает городской портал Нижнего Новгорода, эксперты практически с полной уверенностью считают, что ЕЦБ снизит свою, опубликованную в сентябре, оценку инфляции в следующем году на уровне 1,3%. Однако более важным для политики ЕЦБ станет то, что, по мнению банка, произойдет с ростом цен в 2015 г.
Франсуа Кабо, экономист из Barclays, сказал: «Прогноз инфляции на следующий год будет чрезвычайно важен. Мы прогнозируем рост с 0,9% в следующем году до 1,1%. Исходя из этого можно было бы предположить, что ЕЦБ также ожидает повышения инфляции в дальнейшем. Однако если ЕЦБ так не считает, тогда это потенциальная причина для того, чтобы предпринимать более активные шаги».
Несмотря на повышение инфляции за последний месяц, рост цен в странах на периферии еврозоны по-прежнему отсутствует. Ранее Драги сказал, что более низкая инфляция в наиболее проблемных странах региона отчасти необходима им для того, чтобы стать конкурентоспособными. Однако он также выразил уверенность, что необходимо, чтобы инфляция в еврозоне была близка к целевому показателю ЕЦБ, — чуть меньше, чем 2%, — чтобы закрепить восстановление баланса в экономике. Более сильный евро, который будет подавлять рост и инфляцию путем влияния на торговлю, может усилить решимость ЕЦБ действовать.
Аналитики ожидают от Драги действий, возможных в случае существенного отставания инфляции от целевого показателя. Одно из наиболее вероятных — это снижение процентной ставки по вкладам, которые банки еврозоны держат в центральном банке. Эта ставка по вкладам уже нулевая, и ее снижение до отрицательного уровня по сути введет налог на резервы банков. «Если стоимость евро повысится, за этим может последовать снижение ставки по вкладам, — сказал Хью Пилл, главный экономист по Европе в Goldman Sachs. — Судя по комментариям Драги, похоже, он не испытывает большого энтузиазма. Он обеспокоен непредвиденными последствиями».
Пилл добавил: «Снижение ставки по вкладам сделает финансирование более дешевым. Это обеспечит стимулирование экономики, поскольку поощряет кредитование испанских банков немецкими по более низким ставкам, хотя и существует риск, что это также приведет к снижению темпов кредитования».
Хотя в предыдущие месяцы все разговоры были сосредоточены вокруг угрозы дефляции, болезненной проблемой по-прежнему остается неоднородность. Условия кредитования в разных странах еврозоны по-прежнему отличаются: домохозяйства и предприятия на периферии вынуждены нести большие затраты по займам, чем их коллеги в ключевых странах еврозоны.
Согласно данным ЕЦБ, немецкие компании в октябре платили среднюю процентную ставку по кредитам на уровне 2,86%. В Испании ставка составляла 3,65%, в Италии — 3,5%. Чтобы решить проблему этого неравенства, ЕЦБ может предложить новые масштабные кредиты сроком на три года в рамках своих операций долгосрочного рефинансирования.
Если рост и инфляция в следующем году будут соответствовать ожиданиям большинства экономистов по поводу слабого восстановления, тогда шансы, что какие-либо из вышеупомянутых мер воплотятся в реальность, невелики. Количественное смягчение остается крайней мерой, вероятной только в чрезвычайных обстоятельствах. Для некоторых в совете управляющих прямые покупки облигаций остаются табу.