Организации развиваются, как и люди, меняют свою структуру, методы и принципы работы. Если раньше работники ценили возможность пожизненного трудоустройства, то сейчас все больше обращают внимание на возможность роста и реализации в организации на ее команду и ценности.
На замену традиционным организациям появляются новые, с альтернативным подходом к управлению. От традиционных бизнес-компаний остается только юридическая оболочка. Для создания компании все еще необходима регистрация, устав, уставной фонд, покупка юридического адреса, открытие счета в банке и т.д., но система управления бизнесом постоянно меняется.
Популярным типом новых компаний есть бирюзовые организации, или как их еще называют — «живые организации», «организации будущего». Самое время узнать, какие особенности бирюзовых организаций.
История бирюзовых организаций
История бирюзовых организаций берет свое начало еще с 60-х годов 20-го века, когда Клэр Грейвз опубликовал теорию спиральной динамики. Согласно теории, человек проходит несколько ступеней развития, каждой из которых присвоили цвет: красный, желтый, синий, и др.
В 2014 году Фредерик Лалу опубликовал книгу «Reinventing organizations», в которой применил похожий подход к организаций, выделив несколько стадий развития компании и присвоив им соответствующие цвета. Рассмотрим особенности ключевых из них.
1. Красные
Метафора организаций — Волчья стая. Красные организации базируются на страхе перед сильным лидером, который всем руководит. Открытием таких организаций стало разделение труда и управления сверху. Примеры таких организаций сегодня — уличные банды, мафия.
2. Янтарные
Метафора организаций — армия. Янтарные организации базируются на строгой иерархии и подчинении. Для них главное — стабильность и выполнение правил. Открытие таких организаций — долгосрочное планирование, настройка четких процессов и появление формальных ролей. Примеры таких организаций сегодня: традиционные церкви, правительство, государственные институты.
3. Оранжевые
Метафора организаций — машина. Оранжевые организации базируются на конкуренции, ориентации на прибыль и наличии целей. Открытием таких организаций являются инновации (вызванные конкуренцией), ответственность за свою часть работы и меритократия — возможность подняться от рядового работника до директора, если добросовестно работать. Такими является большинство организаций сегодня, особенно крупные корпорации.
4. Зеленые
Метафора организаций — семья. Зеленые базируются на общих ценностях, фокусом на удовлетворение пользователя и совместном принятии решений. Открытием таких организаций стал фокус на культуру вместо стратегии и расширение прав всех участников. Примеры таких организаций — много небольших стартапов, работающих по принципам гибких методологий (agile). Из крупных компаний — Southwest Airlines.
Отличия бирюзовых организаций
Последней стадией развития Лалу выделил бирюзовые (или «teal») организации.
Бирюзовые организации—это следующий уровень развития сознания, когда стандартным концепциям и подходам бросается вызов, а организация начинает восприниматься как живой организм, а не машина.
Самоорганизация
Организации состоят из команд: от 10 до 30 человек. Если больше — теряется личная связь. Команда отвечает за все, что происходит вокруг нее, и может принимать все решения, что касаются ее самостоятельно. Разные команды имеют разные уровни самоорганизации, в зависимости от потребностей рынка и сферы.
Решения, которые каждый в команде может принимать самостоятельно: над какими проектами работать, когда выполнять свою работу, как синхронизироваться, что делать в сложных ситуациях, и тому подобное. Так, например Buurtzorg команды полностью отвечают за предоставление услуг пациентам, но бухгалтерией занимается центральный офис.
Для поддержания самоорганизации в команде должно быть доверие и открытость информации. Ведь невозможно самому принимать эффективные решения, не зная, что происходит вокруг, или не доверяя своим коллегам.
Целостность
Каждый член команды в бирюзовых организациях считается прежде всего целостной личностью, со всеми положительными сторонами и недостатками, не только как механизм для выполнения определенной части работы. Бирюзовые организации поощряют быть собой и не надевать на работе профессиональной маски безэмоциональности, формальности и строгости.
Будучи собой, честно рассказывая о своих эмоциях и чувствах, члены команды имеют возможность лучше понять друг друга и быстрее находить оптимальные решения и достигать согласия. Для поддержания целостности бирюзовые организации уделяют значительное внимание общим ценностям, открытости, созданием среды психологической безопасности, учатся эффективно разрешать конфликты.
Эволюционная цель
Свобода приведет к хаосу, если нет общего направления, в котором команда работает и развивается. Такое направление помогает задать эволюционную цель — то, ради чего существует организация. Организация прислушивается к своей цели и работает над ее реализацией. Что интересно, деньги никогда не рассматриваются как конечная цель, а лишь как ресурс для ее достижения. Эволюционность проявляется в том, что как сама организация растет и меняется, так и цель организации может меняться со временем.
В заключении
Бирюзовые компании — довольно новое течение, которое имеет большой потенциал при правильном применении. С другой стороны, важно понимать, что бирюзовые принципы управления не является панацеей от всех проблем и не обязательно будут полезны всем организациям.
Для их внедрения важно четко понимать для чего это делать. И для каждой компании будет своя версия практик, свой оттенок бирюзы. Бирюзовые принципы — это скорее направление движения и развития организации, чем набор инструкций для внедрения. Каждая команда пройдет этот путь — это зависит от нее самой.